kifri
Today is a gift. That's why they call it the present.
Как-то у меня многовато черновиков развелось. Гора одиноких цитат с комментариями и две большие простыни. Бардак, одним словом.
Пришло время делать уборку) Посему я потихоньку удаляю лишнее, подбираю кинутые в кое-чьи огороды тапки и оставляю только самое любимое. И очень удобно, что это любимое впихивается, хоть и со скрипом, в рамки неоднократно пережёванной мной темы: "Не пинайте фэнтези".
Впрочем, речь здесь пойдёт не только о фэнтези. В основном, о детективах и о любви. А ещё - немножко - о Лиловом Драконе.

Минувший год был для меня годом детективов. Я их прочитала штук, наверное, тридцать. С хвостиком. Причём год закончился, а вихрь детективной прозы не утихает, принося с собой, между делом, и образчики других жанров. Например, романы Мэри Уэстмакотт. Или страницы писательских дневников. Или совершенно неподходящие для классификации вещи, такие, как сборник под названием: "Как сделать детектив".
О последнем я немного расскажу. Этот сборник - очень увлекательная штука для тех, кто любит почитать трёп писателей о литературе. Каждая подобная книга для меня не столько учебник - во всяком случае, не больше учебник, чем любая другая книга - сколько гимн любви какого-нибудь конкретно взятого писателя к своей работе. А тут их было несколько. Некоторые гимны были мне уже знакомы, как например, отрывок из "Автобиографии" Агаты Кристи, некоторые были и не гимны вовсе, а довольно неудачные попытки теоретизировать на детективные темы, а некоторые были настоящими новыми конфетами. Как, например, очерк Моэма, бесподобно интересный и красочный. Или небольшое эссе Сименона под названием "Романист", где он говорит, что никогда не выбирает героев, что роман - это не столько искусство, сколько одержимость, а написание романа - освобождение.
В целом, хороший сборник, почитать стоит.
В нём я проследила также любопытную тенденцию: практический всякий автор пытался оправдать детектив перед теми читателями, которые считали произведения данного жанра низкопробной, второсортной литературой. Писатель мог вообще не иметь никакого отношения к детективам, но считал своим долгом встать на их защиту и ткнуть пальцем в их художественные достоинства поочерёдно, чтобы потенциальная публика не спешила отворачиваться от действительно стоящего романа, презрительно сморщив нос от одного его названия.
В связи с этим, мне подумалось, что детектив-то в наше время вроде как стал вполне себе солидным и уважаемым жанром - зато на смену ему пришло... да, оно. Фэнтези. Ибо фэнтези пинают все, кому не лень: те, кто его читает, и те, кто не читает, заранее уверенные в том, что в этом жанре все книжки одинаковы,причём одинаково посредственны - особенно, творчество русскоязычных авторов. Однако знакомство со сборником "Как сделать детектив" лишний раз заставило меня задуматься о том, что время всё лечит, и снобизм в том числе - а значит, будет и наша улица на вашем празднике, никуда не денетесь.

Мой взгляд на эту ситуацию довольно точно описала в своём блоге Светлана Мартынчик. Вернее, не совсем в блоге, а в опубликованной там работе, посвящённой Александру Грину. Работа совершенно чудесная. Умная, красивая и душесотрясательная. Называется "Лиловый дракон".
"Так называемый реализм (то, что принято называть «реализмом», хроники душного замкнутого мира без намека на выход наружу, без единого шанса даже на сквозняк извне) на поверку обычно оказывается мошенничеством, преднамеренным или нет — иной вопрос. А так называемая сказка исполнена подлинной, живой правды гораздо чаще, чем может показаться. Даже не потому, что иносказание — удобный способ говорить правду, просто всякая жизнь при должном к ней подходе — это terra incognita, восхитительная, страшная, сложная, многоцветная, непредсказуемая, где может случиться всё что угодно, и слава богу, что так, потому что предсказуемые варианты вряд ли нам понравятся. Должно быть что-то еще".
Далее следует спорное: "Затем, собственно, и нужна литература — пространство текста куда более пластично и податливо, чем материальный мир и при этом имеет на него несомненное влияние. То есть является инструментом не только познания, но и преображения реальности; вопрос лишь в том, насколько автор этим инструментом владеет. И насколько осознанно действует". Спорным для меня этот кусочек является не потому, что я в чём-то с ним не согласна, а потому, что я ещё точно не знаю, согласна я или нет. Меня в этом месте тянет сидеть и искать более точные, на мой взгляд, более соответствующие моей действительности формулировки. И если я так и не найду, тогда, возможно, соглашусь, что цитата мне подходит. Вот про реализм и сказку - это да, это мои безоговорочные аплодисменты за формулировку.
Вообще это замечательный очерк. Если в книге "Как сделать детектив" я нашла гимны любви к литературе, то данный текст - гимн любви ко всему сразу: к литературе, к миру со всеми его радостями и горестями - и, конечно, самому Александру Грину. И, если кто-то до сих пор по каким-то причинам не любил Грина или не читал (или, того хуже, прочитал "Алые паруса" в десять лет и с тех пор их ни разу не открывал его книг), то после "Лилового дракона" обязательно прочитает (перечитает) и полюбит. И это будет лишь малой частью того эффекта, который эта работа производит. А познакомиться с Драконом можно тут: chingizid.livejournal.com/1698033.html и тут: chingizid.livejournal.com/1698116.html#cutid1.

Про Мартынчик ещё. Посмотрела тут с ней любопытное интервью. Была я тогда больна головой и соплями, и ощущения у меня остались довольно неоднозначные и смутные. Но, тем не менее, я поняла, что, в целом, люблю эту странную женщину :) За её проекты, за продвижение талантливых авторов и, главным образом, за её отношение к работе. Это если в отрыве от, собственно, плодов её творчества.
Интервью пока не пересмотрела, скину сюда ссылку (не знаю, как вставить целиком):
www.galactic.su/literature-v/4.htm

Кстати, Фрай - это одно из тех явлений в фэнтези, за которое данный жанр можно начать любить. Однако это вовсе не значит, что он единственный :) И даже если вам не нравится "Властелин Колец" (удивительно, но такие люди действительно существуют), что-то своё в фэнтези обязательно можно найти, если... если, собственно, снизойти.
Вот, в общем, что я хотела сказать.